Культура

16 августа 2019 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

Как астраханскому столяру подрамники из Канады заказали

Как астраханскому столяру подрамники из Канады заказали

Помните стихотворение «Чем пахнут ремесла»?

«У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой», — писал чуть более полувека назад итальянец Джанни Родари . Так-то оно так, но в эпоху, когда крупные производства практически вытеснили мастеров-одиночек, почувствовать тот самый сакральный запах ремесла практически «миссия невыполнима». Но только не для «Прожектора». Наш корреспондент хоть и не Том Круз, но с головой погрузился в таинство работы столяра Валерия Скоблева и почувствовал каково это, когда «мимо столярной идёшь мастерской — стружкою пахнет и свежей доской».

Нашему сегодняшнему герою 45 лет. Валерий — коренной астраханец, высшее образование получил в пединституте. По его собственному признанию, много где успел поработать, но больше всего в медийной сфере. Сначала на вёрске газет, потом в издательстве «Волга» на дизайне. Около 5 лет назад Валерий начал профессионально заниматься изготовлением изделий из дерева.

Валерий, откуда такая любовь к столярному делу? С чего все началось?

«Деревяшками» я увлекался всегда, с самого детства. Со временем, к сожалению, это увлечение пришлось забросить — работа. Но версткой газет мне заниматься в конце концов надоело, и, если говорить высокопарными словами, я начал себя искать в чем-то новом.

Первой моей серьезной работой была лестница. Я случился в Тюмени на неделю, где на заказ рассчитал и сделал цельнодеревянную лестницу в дачном доме. Видимо, заказчику все понравилось, потому что потом меня уже целенаправленно пригласили в Тюмень сделать еще одну лестницу, оплачивали к тому же и проезд и проживание. Для заказчика все равно это выходило дешевле, чем нанимать тюменских мастеров. А потом уже в Астрахани я начал изготавливать лестницы и, собственно говоря, вот так по лестницам и поднимался.

А потом моя знакомая художница попросила сделать для нее мольберт. То есть от огромных лестниц я сразу же перешел к чему-то малюсенькому. Но ничего, покопался в интернете, смастерил ей этот мольберт, ну и «цыганский телефон» сделал свое дело — этих мольбертов я сделал потом столько, что не сосчитать.

Но и в этом я стал совершенствоваться. Дело в том, что я увидел в Сети мольберт со сложной конструкцией. В итоге я сделал свой собственный, разработав весь конструктив с кучей улучшений и наворотов. Таких в России практически больше никто не делает. Сделал их, наверное, штук двадцать, в основном профессионалы заказывают.

А вообще я очень сильно дружу с художниками: мольберты, подрамники, рамы. Делаю их уже на автомате. Да и цены сильно не задираю. Допустим, в АХУ учатся девчонки, мелкие совсем, откуда у них деньги-то?

Про других понятно, а как же для себя?

Дома не все, но многое сделано своими руками. Начиная с самого дома, который сам же себе и построил. Да и почти всю мебель внутри сделал сам. Но знаете, показательная история — четыре года назад у меня сгорела кухня вместе со всей мебелью. Кухню, конечно, быстро восстановили, но мебель туда приехала только пару недель назад. Смешно, но ручки я на неё еще до сих пор не установил. Шкафчики, комод, стол — вот это вот все. Поэтому любой плотник — это, что называется, сапожник без сапог. А так все, что вы сейчас видите в мастерской — это все на заказ.

От заказов нет отбоя?

Как я начал работать, то сделал вывод, что если будешь работать, то и новая работа будет появляться. Однажды я вывалился из работы на полгода. Так случилось, что попал в больницу. И еще буквально лежа на операционном столе принимал звонки и говорил, что извините, но временно не работаю. В итоге потихоньку звонков становилось все меньше, а потом и вовсе все пришлось начинать заново.

Мастерская, где работает Валерий, до него и после

А какие работы вам больше всего запомнились, самые крупные и самые оригинальные? Что бы еще хотели попробовать смастерить?

Да, на самом деле, крупных было много. Те же лестницы, к примеру. Кухню полностью я делал неоднократно, в том числе и себе, в конце концов. Большой шкаф сделал жене взамен сгоревшего. По большому счету, все что хочется, я уже попробовал. Сейчас даже от много отказываюсь: от больших вещей, от лестниц, от шкафов. Фигню какую-то типа «коробочки три на три сантиметра» тоже делать не возьмусь. В Китае они три копейки стоят, а у меня все-таки не коробочковое производство. Оригинальных изделий тоже было немало. Реконструкторы, например, пару раз заказывали фельдиперсовые рукоятки для мечей. Еще игрушки для детей мастерю: мечи, щиты и тому подобные рыцарские атрибуты. А недавно подрамники заказали аж из Канады. Я уж не знаю почему. В Канаде что, подрамники некому сделать? Но что есть, то есть. Попросили, я сделал.

А были в вашей практике недовольные клиенты?

Знаете, не буду врать, но практически не было. С лестницей однажды был случай. Просто есть такие люди, с которыми невозможно работать. Заказчик этот мне весь мозг съел, в итоге я просто развернулся и ушел. Ни денег с него не взял, ничего. А лестница между прочим уже наполовину была готова.

Еще был один клиент, заказал столешницу длиной 80 сантиметров, а я пока обстругал её, то да сё, в общем, вышла она у меня 79,5. Так он так возмущался, пришлось доклеивать. Но это случаи единичные.

В подавляющем большинстве люди довольны. Вы спросите, зачем я такой нужен, когда есть Китай, кухни на заказ и куча мебельных магазинов? Именно для тех, кому хоть упрись, но надо, например, стол определенного размера или кухню на 5 сантиметров короче стандартной. А ни в кухнях на заказ, ни тем более в мебельном им переделывать ничего не будут. Или, например, здоровяк двухметровый не может сидеть за столиком стандартной высоты, неудобно ему. Что делать? Приходится обращаться ко мне.

А с каким материалом работаете?

С материалом в Астрахани большие проблемы, на самом деле, он либо дорог, либо его не найдешь. Тем не менее, чаще всего выбираю бук — эквивалент дуба, но чуть-чуть помягче, и, конечно, хвойные породы. Однако лес хорошего качества иногда и не найдешь. Бывает у коллег-столяров занимаешь, а иногда приходится работать с тем, что есть на рынке. Ведь заказчик ждать не будет.

А в среднем у вас заказать получается дороже, чем в мебельном?

Нет. Тут у меня политика такая — будешь сильно завышать, перестанут люди ходить. Их и так-то не слишком много по-хорошему. Поэтому, я смотрю на средние цены и делаю немного дешевле.

Представим, что я завтра просыпаюсь с мыслью: «хочу стать плотником». С чего начать?

Тут два пути, либо у тебя есть стартовый капитал, чтобы сразу купить все оборудование, либо ты тратишь время, постепенно накапливая деньги и переходя от дешевого оборудования к более дорогому. Я так подсчитал, если вот с нуля начинать работу, то нужно по-хорошему порядка миллиона рублей, а если по минимуму на самом плохом оборудовании, то порядка трехсот тысяч. И это только оборудование, без материалов и помещения. Рейсмус, фуганок, пилы циркулярные, ленточная пила, торцовка — посмотришь цены, там 30 тысяч, там 60 и так далее, недешево. Я, конечно шел, по второму пути, потихоньку развивался.

А если говорить про обучение, то лично я ни в каком специальном учреждении не обучался. Азы постигаются в старых советских книгах для всяких разных ПТУ и тому подобного. Много всего можно найти на Ютубе, но это нужно прямо через сито просеивать — шлака там огромное количество. Ну и, конечно, же деды — плотники на пенсии в почтенном возрасте. Их со счетов скидывать нельзя ни в коем случае. Ютубы-ютубами, но без дедов никуда.

А как быть с техникой безопасности?

Знаете, это жесть. Есть у нас анекдот очень показательный: «Технику работы на циркулярной пиле я знаю как свои три пальца». Почти любой столяр технику безопасности не соблюдает, а пальцы отлетают только так. Ведь когда каждый день работаешь на станке, то уже не воспринимаешь его как какую-то опасность. Это все именно от утраты бдительности.

Но, чтобы закончить все-таки на позитивной ноте, расскажу недавнюю историю. Что называется, из жизни. Звонит мне дама-не-дама, девушка-не-девушка, по голосу не поймешь.

— Валерий?
— Да. Здравствуйте, слушаю вас
— Мне порекомендовал к вам обратиться ваш друг (называет фамилию — оказывается, это десятая вода на киселе, которая когда-то была другом моего забора)
— Слушаю вас
— Сколько мне нужно кубов древесины, чтобы построить беседку? Мне сказали: 3 куба — это так?
— Эээ…ммм….ыыы….
— Ну что ТЫ молчишь? Так или нет?
— ВЫ знаете, я думаю ВАМ нужно минимум 30 или 40 кубов.
— Да? Это почему?
— Потому, что размер беседки скорее всего сравним с аэропортом. —
— Ха-ха, да нет, она маленькая. Там на полу крестом, а наверху — треугольником. Сколько на такую маленькую надо?
— Понятия не имею. Нужно считать.
— Ну посчитай, ТЫ же знаешь как.
— Подождите, уважаемая, скажите, почему я должен сейчас все бросить и начать расчет материала для вашей беседки?
— Да, ТЫ не считай прям так уж, просто скажи сколько и все.
— Я еще раз повторяю, что может меня сподвигнуть на то, чтобы заняться расчетом ВАШЕЙ беседки?
— Да говорю 5 раз (раздраженно), не нужно ничего считать, просто СКАЖИ, сколько мне нужно досок?
— Девушка, дорогая, я не знаю сколько вам нужно досок, все зависит от размера и дизайна беседки, ну как ВЫ не поймете?
— Да не надо никакого дизайна!!! Мне просто нужно знать, сколько досок!!! До свидания!
— До свидания.

Вот так мы поняли, чем же все-таки «пахнут ремесла». Работа Валерия, и правда, напомнила нам загадочное таинство. Не зря его коллегами когда-то были Петр I, Харрисон Форд и Владимир Путин, да и как пишут в одной известной книге сам Ной тоже любил поплотничать. Крутые парни умеют держать фуганок, точно вам говорим. А Валерию мы желаем не разбрасываться пальцами зря и, конечно же, побольше благодарных клиентов.

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=3442
16-08-2019
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей