Общество

06 июля 2022 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

В июле Голливуд завидует Астрахани

В июле Голливуд завидует Астрахани

Всем известно, что в июле Астрахань – это филиал преисподней. Температура у нас такая, что даже работники мартеновских печей почувствуют себя «не очень». Поэтому работать в этот период на свежем (вернее, на несвежем!) воздухе никому не хочется. Привычно трудятся лишь маршруточники, дорожники и продавцы арбузов. А еще…

А еще киношники! Просматривая исторические материалы, мы внезапно обнаружили, что самые классные фильмы с «астраханской пропиской» были сняты именно в июле! И их могло бы быть еще больше! Чем же обогатил отечественный кинематограф и мировую культуру астраханский июль?

Киношники уводят Волгу в сторону?

Самым первым «летним» фильмом, снятым в Астрахани, была еще немая картина 1927 года «Тайна Ани Гай».

Правда, большая часть съемок шла в сентябре, но подготовка началась именно в июле. Увы, редкий астраханец назовет «Аню» в числе любимых, поскольку многие о ней вообще не знают. Это драматическая история о девочке-подростке времен Гражданской войны. 

И воспоминания о тех съемках весьма интересны. Вот что писала режиссер картины Ольга Преображенская: «Странные люди и все высматривающие и выпытывающие невиданные аппараты и треножники, зеркала произвели не совсем обыкновенное впечатление на астраханцеви ввели их в подозрение. По городу, особенно среди приезжавших из деревень рыбаков, поползли темныеслухи, говорили, что Волгу хотят отвести в сторону от Астрахани и для того все вымеряют и высматривают, а в порту болтали об американской концессии на все промысла, кино-людей встречали недружелюбно и только тогда, когда начались съемки, город ошалел от сногсшибательной новости — в городе кино-экспедиция».

Артисты «впадали» в Каспийское море

Фильм «День выборов-2» снимался в самый разгар лета-2015, и погода никого не щадила. 

От жары тягостно вздыхала даже массовка, набранная из местных, «высокотемпературных» артистов. А каково было москвичам? На площадке постоянно дежурили медики, прохладную воду в пластиковых емкостях завозили с избытком. Но все равно мучились, ведь многие сцены снимались на «открытом солнце». 

И сами съемки длились по 12 часов. В перерывах между дублями ассистенты актерам предлагали мокрые полотенца, зонты и даже веер. Кстати, писали, что от купания в Волге артисты отказались, хотя катались по ней на катере. Предпочитали душ. При этом Александр Демидов говорил: «Пошел впадать в Каспийское море».

«Колокольчик» и гадюки

В июле 1989 года Елена Цыплакова снимала в наших степях фильм «Камышовый рай». Это была первая на советском экране драма о рабах на подпольных плантациях. 

Фильм, что называется «зашел», получил премию за лучшую режиссёрскую работу на МКФ в Сан-Себастьяне. Но давайте только представим – в каких адских условиях шла съемочная работа!

Сама Цыплакова позже вспоминала: «Мы снимали в Астрахани, в тени было плюс 40. У меня всё время дежурила «скорая» на площадке. Было жёсткое условие — никто не пьет, даже пиво. Как-то нам на съемочную площадку в машине с железным кузовом привезли лимонад «Колокольчик». Представляете, что это такое — пить почти кипячёный «Колокольчик» в жару? С тех пор вся съемочная бригада этот напиток терпеть не может».

А еще съемкам мешали змеи, особенно гадюки. Их в наших степях-полупустынях всегда хватало.

Пиво для Крачковской

В июле снимался и один из гайдаевских шедевров – картина «Не может быть!»

Лето образца-1974 года мало чем отличалось от других, поэтому попотеть актерам пришлось. Особенно, с учетом того, что многие костюмы по моде 20-х годов (пиджаки, толстовки, женские платья) сегодня бы считались излишне «утепленными». Рассказывали, что одна из актрис, а именно Наталья Крачковская, во время душных съемок высказала мечту о стакане… пива. С раками. Вечером она вернулась со съемок в гостиницу и обнаружила на столе в номере две трехлитровых банки пива, а в ванной — несметное число раков! От благодарных зрителей.

Бури и каракурты

Еще один киношедевр, изготовленный на нашей жаркой земле – фильм режиссера Андрея Прошкина «Орда»

Все человечество он обогатил интересной историей монголо-татарских времен, а его астраханский сегмент – оставленным «на память» макетом города Сарай-Бату. Жара июля-2010 (большая часть фильма снималась в летний период) была, по традиции, адской. В степях Харабалинского района, где велись съемки, пощады ждать неоткуда. От духоты матерились даже солдаты, помогавшие киношникам, подтаскивая им военные ящики для декораций.

По словам исполнительного директора фильма Алексея Карпушина, снимать было очень тяжело. Из-за жары и пыльных бурь. Последние валили декоративные стены и разносили по степи инвентарь. В кинообзорах писали, что если местные жители привыкли к жаре под 50 в тени, то киногруппа сильно страдала от зноя. Но, как утверждал исполнитель главной роли святителя Алексия Максим Суханов, это добавило достоверности. Так что нет худа без добра.

А еще исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провёл в больнице.

«Рыбные» фильмы

Тема Волги и рыбаков киношников манила всегда. Документальных фильмов на эту тему снято множество. Но есть и художественные. Которые снимались, как несложно догадаться, летом. Например, фильм «Вольница», снятый в далеком 1955 году Григорием Рошалем – это классика советского периода. 

Тяжелая участь рабочих на астраханских рыбных промыслах во времена проклятого царизма снята с полагающимся трагизмом и богатой «рыбной» фактурой.

Ну, и фильм «Ты — мне, я — тебе» режиссера Александра Серого знают многие. 

И нижневолжские пейзажи в нем узнать несложно. Хотя подробностей о том, как актер Леонид Куравлев сотоварищи преодолевал астраханскую июльскую жару, увы, практически нет.

Еще один «рыбный» фильм, нашего разлива также хотелось бы упомянуть. Это «Нижняя Каледония», которую начали снимать в конце июля 2005 года, на берегу реки Сероглазовка в Енотаевском районе. 

По сюжету, здесь пересекаются судьбы главных героев, которые приехали в низовья Волги для исследования местных пород рыб.

Не только кино, но и телефильмы

И не только фильмы, но и полноценные сериалы. Практически свежий пример – два года назад Федор Бондарчук снимал в наших степях 8-серийный сериал «Мастер».

 Главными героями стали российские пилоты ралли-марафона «Дакар». Гонки, азарт, чемпионские амбиции, экстремальные трюки на «Камазах» и даже любовная линия – все, как любят зрители.

Снимали «Мастера», понятное дело в июле. А когда же еще?

Но могло бы быть еще больше

Могло. Несколько масштабных кинопроектов, начатых в июле в Астрахани, к сожалению, остались незаконченными. А если бы состоялись – наверняка стали бы культурными событиями. Например, фильм Шукшина «Конец Разина», в котором Василий Макарыч собирался показать народного вожака и бунтаря во всей исторической красе.

В июле 1970-го он работал в Астрахани, консультировался с краеведами, снимал панорамы кремля и, как писали его друзья, «буквально бредил Разиным». Дальнейшим съемкам помешала начавшаяся здесь эпидемия холеры. А потом не стало и самого Шукшина.

Еще один астраханский проект, закрытый в связи со смертью режиссера. «Выкрест» Александра Абдулова по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». 

Александр Гаврилович начал снимать его в июле 2007 года, в районе села Каралат. И был очень увлечен съемкой. «Выкрест» по его замыслу должен был стать настоящим блокбастером: предполагались масса спецэффектов, взрывы, каскадерские трюки, драки, погони. Но… через полгода Абдулов ушел из жизни. А его друзья отказались от варианта доснять фильм вместо него.

Так что многое сняли, что-то не смогли снять… Но, наверняка, еще очень многое снимут. Июльская Астрахань может быть такой только в июльской Астрахани. Будем ждать. И… лучше на этот период заканчивать с любой другой работой и вешать на въезде в город объявление: 

«Тихо! Микрофон включен! Идет съемка! Не входить!».

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=43908
06-07-2022
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей