Общество

16 июля 2022 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

Астрахань и астраханцы. Город красен будками и заборами

Астрахань и астраханцы. Город красен будками и заборами

Каждый украшает себя, чем может. Так говорил булгаковский кот Бегемот. Как известно, готовясь к балу, он позолотил усы. А вот современные города нередко украшают себя… артобъектами. Иные, как говорится, с жиру бесятся, сочиняя новые формы в поисках урбанистического смысла. И кто-то просто… дыры закрывает и ветхость закрашивает. В любом случае, граффити и все такое прочее – это сложившийся жанр, с которым стоит считаться.

С началом летнего сезона Астрахань опять стала похваляться новыми артобъектами. Вот стояло себе, допустим, на берегу канала комплектное распределительное устройство 6-10 кВ (КРУН). Кто о нем знал? Но тут, раз – «Россети Юг», в честь 15-летия компании, подарили Астрахани и ее жителям новый арт-объект, нарисовав на этом устройстве портрет Варвация. У нас любят рисовать на всяких трансформаторах, видимо, складывается некий особый жанр.

И вообще, представители различных цехов и гильдий уже постепенно осваивают новые формы общественного позиционирования через раскраску чего-нибудь невзрачного. Вот, например, региональный оператор ООО «ЭкоЦентр» детскими идеями живописал стену регионального Роспотребнадзора на пересечении улицы Николая Островского и проезда Воробьева. На открытии говорили, что такие рисунки украшают город.

На улице Свердлова тоже свежий артобъект – машина, проламывающая стену. Логично, за этой стеной расположен автодорожный колледж, не Варвация же здесь рисовать? Данный «натюрморт», как пишут, работа в рамках проекта «Город — не раскраска», реализуемого администрацией Астрахани. В этих же рамках раскрашиваются отдельные дома по Чернышевского и Моздокской.

Безусловно, такая «наскальная живопись» — сложная сублимация урбанистических идей 21-го века. Раньше такого не было. Или было?

Нет, на заборах рисовали всегда. И астраханская «галерея» вряд ли в этом смысле отличалась от других. Брали кирпич, мел или уголь и… наносили различные символы плодородия. Но помимо «фулюганских» рисунков были еще в царские времена и «маркетинговые». Например, надпись «Кирасин» с изображением лампы. А вот на воротах богатых (по астраханским меркам) домов рисовали даже лебедей, нанимая художников!

В советские времена артобъекты были чаще всего средствами монументальной пропаганды. Незатейливый фанерный щит с красным знаменем и слоганом: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!». Безвкусно, зато прямолинейно. На торце какой-нибудь конторы: «Решения энного съезда КПСС выполним!». Да кто же спорит? На фронтоне «Кристалла» бегущая электронная строка: «Граждане! При пожаре звоните 01!». И так далее.

Но были и профессионально сделанные работы, которые на сегодняшний день вполне можно считать арт-объектами. Например, одна из самых удачных – мозаичное панно на боковой стене пятиэтажки на углу Бэра и Б. Хмельницкого. На нем советский солдат-победитель с красным знаменем топчет фашистскую свастику. Здание сдавали к 30-летию Победы и панно стало настоящим украшением района.

В 90-е в продажу поступили краски в баллончиках и… пошло-поехало. Рисовали на стенах все, кому не лень, создавая чаще всего некую абстракцию, микс из творческого наследия Пикассо и Остапа Бендера. Эти «полотна» торчат у нас повсюду. Один из самых известных «концептов» той эпохи – надпись «Долина кентавра» в… Долине кентавра. В начале нулевых годов политики даже вели дискуссию на тему – а не ограничить ли нам продажу краски населению? При этом и тогда были отдельные высокохудожественные работы, которые изготавливались профессионалами. Вроде инсталляции на стене дома по улице Анри Барбюса (с правой стороны, если подниматься на Новый мост). Мастера старались сделать объемный макет башен астраханского кремля.

Ближе к 450-летию города тогдашние власти взяли моду раскрашивать старые пятиэтажки. Иногда это называлось реконструкцией. Торцевые стороны «хрущевок» на Боевой и Савушкина покрылись цветами, бабочками и художественной геометрией. Как говорил новый русский (забытый персонаж анекдота той поры) в Лувре: «Бедненько, но чистенько!». Во всяком случае отторжения у населения это не вызывало.

Потом дожили до «Чилима». Так назывался астраханский фестиваль стрит-арта, который наконец-то приподнял город до цивилизованных форматов граффити. Панно на задней стороне драматического театра или «волшебный» тоннель по ул. Ленина,19/Коммунистическая, 1. вряд и кого оставляли равнодушными. А вот будка на углу Шаумяна-Кирова вообще удивила даже опытных рекламистов, против которых она и была «преображена».

Так что развиваемся мы, красимся, мажемся, украшаем себя, чем можем! Конечно, Астрахани пока далеко, скажем, до Екатеринбурга. Там арт-объекты – часть городского ландшафта. И концептуальные воззвания типа «Смысл смылся» с размазанным фоном носят философский подтекст. А фестиваль паблик-арта «Длинные истории» в Екатеринбурге вообще идет с 2003 года:

Удивляют своими граффити Тула, Альметьевск, Оренбург, Красноярск. Нижний Новгород же вообще считают негласной столицей уличного искусства в России. Художники ищут новые смыслы, творчески «троллят» и создают новую реальность. В итоге иногда совершенно депрессивная стена с нанесенным на нее юморным текстом начинает смотреться как-то даже… оптимистично! Кстати, в некоторых городах уже развивают туристические маршруты по местам этих «художеств».

Нам есть куда стремиться. Уж чего-чего, а облупленных стен и мрачных заборов в Астрахани хватит на несколько сотен художников. Стены наши, идеи – ваши. Ведь каждый украшает себя, чем может…

Фото: cr2.livejournal.comlotosgtrk.ruhamster-travel.ru
Источник: ПУНКТ-А

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=44175
16-07-2022
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей