Культура

21 июля 2019 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

Утонувший джигит, сказка почти о Золушке и убитый помещик: как астраханские села получали свои названия

Утонувший джигит, сказка почти о Золушке и убитый помещик: как астраханские села получали свои названия

Задумывались ли вы хоть раз, почему стул называется именно стулом, а ноги – ногами? Этимология – отдельно взятая наука, однако, если дело касается названий городов и весей, то это уже другой раздел языкознания, прозванный топонимикой. Было ли вам хоть раз интересно, какова история происхождения астраханских населенных пунктов? Если да, то у нас для вас хорошие новости – «Прожектор» готов рассказать несколько наиболее интересных легенд о появлении астраханских сел.

Мы отобрали наиболее занимательные версии, собранные на основе рассказов старожилов, что нередко придает им несколько сказочный окрас.

Многие астраханские села названы в честь помещиков, бояр и промышленников (например, Барановка, Бекетовка, Зубовка, Ниновка), а также в честь церквей, находившихся в селе, и церковных праздников (Троицкий, Петропаловка, Покровка, Успенка, Никольское). Но у некоторых населенных пунктов более заковыристые и необычные истории.

Город Харабали и семейный креатив

По одной из версий давным-давно в месте, где сейчас расположен город Харабали, проживал знатный и богатый калмык Харбаль, от его имени и появилось название села, превратившегося позже в город. Однако по другой версии название населенного пункта также связано с ним, но имеет непосредственное отношение к его дочери по имени Харба. С креативом по части имен в этой семье, согласитесь, было туго.

Впрочем, наиболее достоверной выглядит третья версия. Согласно ей, восточная часть населенного пункта сохранила название реки Харабалык, которая омывала это место и была богата рыбой. Старое татаро-монгольское название реки переводится, собственно, как «много рыбы»: «хара» — много, «балык» — рыба.

Причем в подтверждение этого варианта ерик Ахтубы Харабалык существует и по сей день.

Какое астраханское село названо в честь тайной истории любви утонувшего джигита

О происхождении села Каралат местные жители-старожилы рассказывают очень красивую легенду. Есть в селе бугор, на котором расположено кладбище. Выше этого места есть другой бугор, называемый «Князек», там когда-то жил татарский князь. Его красавица-дочь полюбила джигита, также жившего на бугре, слева от «Князька». Свидания влюбленных проходили втайне от отца девушки. Княжна зажигала фонарь и ставила его на склоне бугра. Так она приглашала на свидание своего суженного. Увидев мерцание, юноша резво седлал коня и мчался на долгожданную встречу, преодолевая водяную преграду между буграми.

О тайных свиданиях пары узнала телохранительница княжны, нанятая ее отцом, и решила с этим разобраться. Она привязала фонарь к плавучему бую и пустила его по воде. Джигит с лошадью, пытаясь доплыть до заветного огонька, утонули. Тело черного скакуна нашли наутро у подножья бугра. Так бугор, на котором после разрослось село, получил свое название Караат, что переводится с татарского языка как «черная лошадь».

Как крестьяне, утопившие дворянина, дали название астраханскому селу

Жители села Килинчи – выходцы юртовских татар-ногайцев. Из села Мошаик некто Абыз-Мурза Ямгурчиев был выбран делегатом от татарского общества дворян Астраханской губернии на Всероссийское совещание дворян, созванное Екатериной II.

Когда Ямгурчиев вернулся в Мошаик, крестьяне спросили, что он им привез – свободу или неволю. Ответ, что императрица пожаловала ему местных жителей как крепостных, дюже не понравился юртовским татар-ногайцам. Они утопили потенциального барина в Ильмене Байган возле озера Мошаик. Побоявшись наказания за содеянное, крестьяне стали переселяться в другие места, в том числе и туда, где сейчас находится село Килинчи. Когда первые поселенцы встречали новых будущих соседей из Мошаика, они говорили им «кил эче», что в переводе на русский означает «переселяйся».

Как вонючая вода и соленая земля дали название астраханским селам

Две стихии, земля и вода, и их необычные свойства, по словам старожилов, стали причиной названий этих населенных пунктов.

Неподалеку от села Сасыколи, примерно в двух километрах, было озеро, давно пересохшее. Носило оно неприглядное название Вонючее. Именно оно и дало название селу, поскольку в переводе с казахского «сасык» — это вонючий, а «куль» — озеро.

Казанские слова «тыз» (соленая) и «уклей» (земля) образовали название села Тузуклей. По словам местных жителей, земля там и правда соленая. Правда, вода в реке Тузуклейка, разделяющей населенный пункт на Старый и Новый Тузуклей, явно соленой быть не может, но название водоем получил очень близкое к селу.

Дело труба: как закон о дымоходной трубе помог появиться астраханскому селу

Позитивная история связана с появлением названия села Самосделка. За участие в войне одного из офицеров царской армии наградили землями, которые потом заселили переселенцы из Сибири и Урала. Подарок офицеру был достойным: местность была покрыта густой сочной травой, на обоих берегах реки росли леса, а в самой реке водилось немало рыбы. Новый хозяин земли построил усадьбу, запретив кому бы то ни было строиться там. Желающих было много, но у офицера был крутой нрав, поэтому никто не рисковал ему перечить. Но смельчак таки нашелся — однажды барин увидел на своей земле строящийся дом. До конца возведения жилища еще было далеко, однако уже была выведена дымоходная труба. Застать хозяев офицеру удалось не с первой попытки, но вскоре у него таки это получилось. Как выяснилось, домовладельцами оказались те самые переселенцы с Сибири и Урала, о которых мы писали выше.

Барин сначала вспылил, однако вскоре сменил гнев на милость. Во-первых, в то время был закон, согласно которому дом уже нельзя снести, если выложена дымоходная труба. А, во-вторых, офицер посчитал, что раз уж переселенцы, хоть и без разрешения, но своими руками отстроили дом, то можно считать, что они собственноручно и село создали, которое и сало носить название Самосделка.

Как инверсия сказки о Золушке дала название астраханскому селу

Однажды дочь астраханского хана во время прогулки по берегу Кизани решила, что называется, совместить приятное с полезным, то бишь искупаться. Пока девушка раздевалась, ее башмачок упал в воду и уплыл, поймать его ханская дочь не смогла.

Произошедшее крайне опечалило барышню.

Видимо, тогда обувь делали куда более качественной, не в пример нынешним башмачкам, и, когда через некоторое время унесенный течением башмачок прибило к берегу, его нашел и выловил из воды крестьянин. Недолго думая, он отнес найденную вещь хану, за что получил вознаграждение.

Село же, к берегу которого прибило обувку, стало называться Бамшаковкой.

Как приятель Степана Разина дал название астраханскому селу

Сразу три предания существует о происхождении названия села Тишково. Село располагалось изначально на острове в Каспийском море, росли там заросли тростника, создававшие затишье, благодаря которому рыбаки могли спокойно там вести свой промысел во время бури на Каспии. От слова «тишь» и пошло название.

По другой версии все совсем банально, но тоже связано с рыбалкой. Первым на острове рыбаком, говорят, был некий Тишков, в его честь и назвали это место.

Третья версия – самая, пожалуй, интересная. После разгромленного восстания под предводительством Степана Разина бежал в это село донской казак Тишка, стал рыбаком. Позже к нему приехали друзья, построили себе домики, остались. По имени первого жителя и стало называться село.

Не очевидная версия: астраханское село получило конфликтное название мирным путем

Казалось бы, название села раздор непременно должно быть связано с каким-то конфликтом, но нет. Весной, когда сходил лед, местные рыбаки начинали лов. К моменту, как начиналось половодье, рыбакам приходилось плыть против течения, от тони. На определенном расстоянии от нее они забрасывали невод на всю ширину реки и спускались вместе с ним по течению до самой тони. Подплыв, рыбакам было необходимо правый конец невода завернуть к левому берегу, сделав из невода как бы подковы, чтобы не дать рыбе уйти.

Однако иногда медлительность действий и течение не позволяли сделать это вовремя, плюс мешала коса. В итоге середину невода выбрасывало на песчаную отмель косы, его правый конец уплывал в Большую Черную речку, а левый – Малую. Получался некий раздир невода, поделенного надвое, так и назвали эту тонь Раздиром. Когда местность заселилась плотнее, Раздир превратился в Раздор.

*при подготовке материала использована книга Эммы Копыловой «Живое народное слово».

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=2016
21-07-2019
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей