Культура

11 июля 2019 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

От оформления кафе до росписи церковного алтаря: интервью с художницей-монументалистом

От оформления кафе до росписи церковного алтаря: интервью с художницей-монументалистом

Большие розовые фламинго в «Eat. Love. Bali», автопортрет Ван Гога в одноимённом баре и воздушные шары и пряничные домики в детской игровой. Это и многое другое воплощает на стенах домов и внутри их – астраханская художница-монументалист и дизайнер Варвара Долматова. В эпоху цифры и широкоформатной печати «Прожектор» поговорил  с девушкой о том, почему кисть и краски сегодня не уступают принтеру и графическому дизайну.    

Варвара, первое, что нас удивило – в 21 веке люди при наличии камер продолжают обращаться к художникам?

И это радует. Это живое и совсем иное, чем фотография или плакат. Мы понимаем, что печать  —  это искуственно созданное изображение. Особенно если речь идёт о портрете. Камера передаёт всё в точности, а в  живописи ты показываешь образ человека в целом. И, слава Богу, что людям это нужно. Сейчас живой рисунок переживает второе рождение. Правда, в Астрахани это ещё не так заметно, как в других городах, но это оживает.

 А по образованию Вы – художник – монументалист?

Я дизайнер по отраслям, но наше художественное училище им. Власова даёт большую базу. Я могу работать и как художник, и как  дизайнер, могу делать логотипы, сама разрабатываю эскизы, которые потом буду воплощать в жизнь: от небольшого объекта до дизайна интерьера и экстерьера.

Расскажите, что Вы расписывали в Астрахани?

В основном это кафе. Из  последнего это «Eat. Love. Bali». Это такой крупный проект. «Вайн Гог» – мы с ними давно сотрудничаем: и логотип создавали ему, и расписывали, и даже в создании интерьера участвовали (винный шкафчик делался по нашему дизайну). Потом я расписывала развивающий детский центр на улице Куликова. Там круговая роспись детской комнаты. Это мой самый крупный объект – около 200 квадратных метров пришлось расписать. Сотрудничаем с «Азимутом», фирма «Агент Плюс» заказывала колонну в меловом стиле: прикольно, интересно и, кстати, недорого.

У вас в Инстаграме из последних работ стена с огромными одуванчиками?

Это заказ в квартиру. Много работ на самом деле заказывают в домах, и это круто.

А что из заказов больше всего впечатлило?

В интерьере квартир – не могу назвать. Мне больше всего запомнился проект в храме Василия Великого в селе Бирючья коса Лиманского района. Там мы расписывали алтарь. Это изображение Богородицы с младенцем, Троицы и воскресение Спасителя. Для меня это был новый опыт. Со мной была художница Аида Максудова – она год жила в монастыре, вместе было легче. Сначала мы предложили эскизы, которые одобрили митрополит и  игумен Троицкого монастыря отец Даниил.  Было очень увлекательно: мы приступали к работе в 5 утра и до позднего вечера писали. В селе нет ни фонарей, ни освещения. Приходили и уходили затемно.

Вы как Андрей Рублёв…

Писали алтарь, к сожалению, не по старой методике. Сейчас в основном материалы используются попроще, потому что они дешевле и более доступные. Материалы уже другие. Но это был первый опыт.

В чём сложность техники на большой площади?

Это компоновка. Раньше мы рисовали по квадратам, вручную, и это было сложнее. Сейчас берётся проектор, который настраивается на стену и показывает эскиз. В некоторых местах, конечно, делаем по старинке. Но все эскизы я отрисовываю на компьютере, чтобы было легче потом. Физически бывает тяжело.  Я человек привыкший: в юности подрабатывала на стройке, работала штукатуром, чтобы понимать, как грунтовать и шпаклевать. До сих пор с этим связываюсь. Надо знать, какой материал как  ляжет на поверхность, надо быть уверенной, что всё загрунтовано,  иначе работа поползет.

Как правило, заказчик предлагает свои эскизы?

По-разному. Иногда человек чётко говорит, что он хочет и чем интересуется.  Но в большинстве случаев это называется «я хочу то, не знаю что». В итоге приходиться отталкиваться от объекта, вытягивать из заказчика идеи и информацию.   С кафе проще. Там есть концепция и дизайн. Например, с фламинго в последний раз – это  был готовый проект от рекламного агентства с чётким заданием.

Сколько времени уходит на оформление квадратного метра?

От двух часов до целого дня. Зависит от сложности техники и тематики. Если тематика новая, сначала я её изучаю. Вообще люблю стилизацию.  Для меня ближе «мухинская» школа. А какая тема – неважно. Ещё из современных и местных художников мне нравится Александр Садовников. 90% граффити в Астрахани – творения его рук. Считаю, что то, что он делает – очень круто и вообще мне нравится, что город так преображается. Я бы с удовольствием сама приняла участие в таких проектах, какой-нибудь дом расписала бы. Чем больше объект  — тем мне интереснее. Некоторые художники любят небольшие площади, у меня же душа требует простора.

Наверняка, масштабные проекты заказывают и более солидные организации, театры, к примеру?

Я раньше вообще работала в ТЮЗе  художником-декоратором.  Это была очень хорошая школа. До сих пор декорации, над которыми я работала, можно увидеть на сцене – спектакль про Красную Шапочку, «Мой милый Плюшкин», да много их. Ещё там можно было брать дополнительную подработку. И однажды «Айсберг» заказал у меня роспись 40-ка метров забора для детской игровой комнаты. Каждую доску я расписывала вручную: делала мультяшных персонажей на них – и наших героев и диснеевских. Это была масштабная работы.

У Вас заказывают и просто портреты в живописи?

В последнее время больше стилизованных портретов —  с яркими красками и ломаными линиями. Как правило, это заказы по фото. Сейчас мало кто позирует – на это нет времени. И обычно портреты заказывают в подарок как сюрприз. Был мужчина из  Москвы, который заказал портрет себя самого и попросил, чтобы у него в глазах я нарисовала космос. Но заказчик-барин. 

Вы закончили наше художественное училище, а куда можно пойти работать художнику?

Большинство идут работать не по профессии. Но есть те , кто идёт по своей стезе, кто-то занимается преподаванием и открывает свои студии.

Кстати, сегодня среди взрослых достаточно популярно – учиться рисовать

Я сама преподавала, но это не совсем моё. На самом деле научиться рисовать можно любому человеку. Все художники говорят о том, что надо рисовать, рисовать и рисовать, работать и трудиться. Одно время я ходила на курсы к художнику Сорокину – уникальный педагог, который говорил нам о том, что надо обращать внимание не на глаза человека или какие-то детали, а на образ в целом, на объёмы и большие фигуры. И ещё он сразу сказал девушкам, что художники–монументалисты должны забыть о личной жизни вообще. Я понимаю, что художник должен себя посвятить призванию. Но ведь всё коммерциализированно, и ты думаешь: а сколько потратишь на материалы, кисти, краску.  

А где вы покупаете краску обычно?

В любом строительном магазине можно купить хорошую акриловую краску и работать с ней. Потом сама делаю колор, который мне нужен. 

К слову, из чего составляется цена работы?

Цена зависит от материала, от состояния стены и её размеров. Эскиз тоже стоит отдельных денег. Это может быть очень сложная и тонкая работа и наоборот. Ну и условия  труда – одно дело писать в уютном помещении, другое  – на улице, на кривой стремянке. Бывает такое, что стены в убитом состоянии, и я прошу их заранее подготовить.

А если писать не хочется и вдохновения нет?

Аппетит приходит во время еды.  Лень нужно убивать. Чем больше я не хочу писать, тем больше надо писать. В разумных пределах, конечно. Когда мы писали Троицу в алтаре, у нас не получались ангелы – у Аиды лики, а у меня крылья. Мы весь вечер бились над этим и в итоге оставили, а с утра встали и расписали всё быстро. Надо искать вдохновение.

А что Вас вдохновляет?

Меня вдохновляет всё, что связано с природой и нашим городом. Я вообще считаю Астрахань очень красивым городом, особенно её старые купеческие дома. Печально, что  убирают парки и ставят эти ужасные торговые центры. До сих пор расстраиваюсь, что у нас нет трамваев.  Наша старая Набережная очень нравилась.  Сейчас всё отделано пластиковыми окнами, стилизация совсем другая и это грустно.

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=1516
11-07-2019
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей