Культура

26 июля 2019 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

Алекша Нович: «У меня есть некое раздвоение личности, это нормально»

Алекша Нович: «У меня есть некое раздвоение личности, это нормально»

Астраханцы продолжают покорять молодёжный форум  «Таврида». Не так давно там завершилась творческая смена, в рамках которой музыкант из Астрахани – Александр Олехнович («Алекша Нович») получил грант в размере 300 тысяч рублей на развитие своего творческого проекта. Его идея заключается в интеграции элементов музыкальной культуры малых коренных народов России в современную электронную музыку жанров techno, trance, d&b и т.д. «Прожектор» застал Александра по пути в Краснодар и побеседовал с ним о творчестве, музыке, вдохновении и том, как живётся такому необычному исполнителю в Астрахани.

Расскажите о своём грантовом проекте, который был представлен на Тавриде?   Как вы его придумали и в чём его значимость на ваш взгляд?

Я защитил грант проекта «Изделие №3», так как это третий мой проект, реализованный через грунтовую систему.  Грант направлен на интеграцию музыкальных элементов культуры малых коренных народов России в электронную музыку жанров techno, trance, d&b и так далее. Года 3 назад меня очень заинтересовала андеграундая культура и более всего — рэйвовая музыка, я начал её развивать в Астрахани, устраивать  мероприятия, «рэйвы», которые пользуются не малой популярностью, и начал сам шарить в этих направлениях. В  подростковом возрасте я интересовался культурой и фольклором малых народов, мне нравится интеграция народных элементов в музыке других западных исполнителей. Я считаю это красивым, развивающим, расширяющим кругозор молодёжи, которая слушает электронную музыку.

Ведь мы представляем молодёжь, которая  живёт андеграундом, и кажется, что она не подкована в фольклоре, а это позволит расширить свой кругозор, своё сознание. Можно  услышать какой-то трек, прочитать про него, узнать, что там используются какие-нибудь марийские или тувинские напевы. Посмотреть оригиналы. Это способ популяризировать то, что ранее было только в рамках книг, кружков или институтов для культурологов. Это можно назвать и сохранением культуры, но более я хотел бы расширить кругозор молодых людей.  Чтобы они понимали, что есть история культуры народов, как она выглядела и как выглядит сейчас.

Вы начинали с литературного творчества, потом появилась музыка. Расскажите о своём творческом пути?

Да, лет с 15 я писал прозу, к 20 годам у меня было написано 5 книг: «Она плавает в формалине», «Тихий океан», «Искусство жить снами», «Куда уходят умирать коты» и сборник рассказов. Это была художественная литература, психоделическая, метафорическая, философская. И пока я писал, изучал музыкальные инструменты, но не хотел становиться музыкантом, литература была на первом месте. Хотелось стать писателем, потому что можно было находиться в одиночестве, не обязательно было общаться с людьми, можно было просто сидеть дома, писать книги, даже под каким-то псевдонимом, под скрытым лицом, при этом получать свои деньги. Это можно было делать из любой точки мира. В пример себе я ставил Виктора Пелевина. Мне хотелось подобного.  А вот стать известным музыкантом, чтобы все кричали в твою сторону, тебя одолевали вниманием, или  приходилось  зависеть от социума, давать концерты – это не нравилось мне.

Я даже хотел уйти в моряки, отучился на матроса 2 класса, уже нашёл себе судно.  Но пути Господни неисповедимы и не знаешь, где случится поворот в твоей жизни. Был такой период, мне было 19-20 лет, я писал книги, тогда же родилось это словосочетание Алекша Нович. Полное моё имя Александр Олехнович, я взял польское сокращение имени Александр – Алекша и сократил свою фамилию, оставив лишь окончание. Получилось Алекша Нович.  Я писал книги и был такой момент в сознании, когда мне показалось, что я всё уже понял, познал, что такое Бог и бытие. Тогда я работал арт-директором в отеле «Виктория Пэлас». Много чего делал интересного в плане бизнеса. Я занимался «Тихим баром» в Астрахани. Его ребрендингом. У меня были хорошие проценты с прибыли, но я всё равно чувствовал себя не в своей тарелке. На тот момент я долго встречался с девушкой, дело шло к свадьбе. Живи и радуйся, почему нет? Но чувство внутреннее было, что всё не так. И тогда я поехал на Утриш – такое место святое для разных йогов и растоф.  Заповедник,  в который с 60 годов ездят хиппи. Там у меня случилось преобразование моего сознания полностью. Я понял, что я ничего не знаю, все мои знания тщетны и язык человеческий ущемлён, и им нельзя передать истину.

 Я приехал в Астрахань, бросил отель, разорвал старые отношения, отучился на матроса второго класса. Но тут мне нужно было ехать в Питер, как говорят, «по любви». На Утрише я влюбился очень сильно. Думал, что уйду в море, возмужаю, напишу книги, заработаю денег, приеду и женюсь. Но одна моя знакомая сказала, что это лицемерие и если мне нравится человек, надо ехать и признаваться. Я собрал последние деньги и поехал признаваться.  Мне было 20 лет,  я поехал к этой девочке, конечно же, не признался, вёл себя как м*дак последний, ну, у меня так всегда. И вот в последний день моего пребывания там мы едем с этой девочкой в транспорте, она слушает музыку в наушниках. Мне стало так обидно, что вот я уезжаю, а она в наушниках. Я говорю ей: давай пообщаемся, а она молча вставляет мне наушник в ухо и там играет песня «Атлантида» группы «Атлантида project». Я слушаю и понимаю, что это так невероятно, у меня меняется осознание музыки, я никогда не слышал ничего подобного. Она говорит: «Это наша группа питерская». Я говорю: «У меня до поезда несколько часов, но я сейчас подниму все свои связи, найду их, я должен с ними познакомиться». На что девушка говорит мне, что Саша Соколова – вокалистка, которая пишет песни, умерла месяц назад от рака. И тогда мне пришло осознание смерти, то, что всё можно совершить/изменить пока человек жив, а после уже ничего.
Творчество этой группы было настолько важным, что оно изменило моё отношение к музыке. Музыка – это то важное, чем может передать истину, передать эмоции. И тогда пришло осознание, что мозг ущербен, а сердце может передать истину, через эмоции, они более информативно насыщенны. Эмоцией можно передать гораздо больше информацией. И я тогда решил, что стану музыкантом.

 А месяцем ранее до этих событий мы с другом сидели на лавке, я играл какую-то свою раннюю песню, к нам подошёл парень и он спросил: «Чувак, это твоя песня»? Я говорю: «Моя». Он говорит: «Какая классная, давай я дам тебе денег на запись?». Я отказался, сказал, что не хочу быть музыкантом. Хотел быть писателем. Потом произошли события в Питере, и я приезжаю в Астрахань, сажусь за стол и пишу песню «Тихий Океан» под вдохновением от «Атлантиды». Потом позвонил этому человеку, и мы  записали песню – нашли вокалисток, студию, скрипача. Запись вышла в январе 2016 года. С этого момента я стал музыкантом, хотя не хотел становиться им вообще. Всё неспроста. Неспроста я в 16 лет попросил гитару, неспроста я начал песни писать, всё к этому и шло.

С того момента как я начал заниматься музыкой, я почти не прикасался к литературе, так, редкие рассказики. Недавно был заказ от Севастопольского театра на современную пьесу, я написал её, мне сказали: «Классно, но нужно в два раза длиннее». Я начал писать вторую половину и понял, что дальше не идёт.  Идей много, но с музыкой дела получше.

Возвращаясь к книгам, 3 было издано, ещё есть 2 книги, которые не прошли издательства из-за цензуры, их запретил Роскомнадзор . Но сейчас я общаюсь с людьми, близкими к издательству «Эксмо», и, может быть, нам удастся в следующем квартале издать «Тихий Океан» через более либеральное издательство.

Ваш первый альбом «Тихий Океан», расскажите о нём. Сколько длилась эта работа, где он записывался?

Альбом «Тихий Океан» это солянка из тех песен, которые были изданы и записаны в течение года —  с января 2016 по ноябрь 2017 года.  Какие-то треки были записаны на студии, какие-то просто на балконе с микрофона друга. Я выкладывал их в ВКонтакте, появлялась своя публика. И в октябре 2017 года я записываю «Ромашки», которые становится завершающим треком альбома и выкладываю его на официальные ресурсы, где он начинает постепенно обретать более широкую известность. По факту альбом очень разнообразный. Там есть жанр indie poem, который я пишу. Есть электронные композиции, русский рок, абсолютно неоднородный.

Клип на композицию «Тихий Океан» попал в ротацию телеканала РуТВ. Каким образом это получилось? Расскажите о съёмках клипа, как он снимался, кем и кому принадлежала основная идея?

Я приехал в третий раз на «Тавриду». Это была творческая команда страны. Там была Лена Кипер —  это бывший продюсер «Тату». Ей нравилось моё творчество, и она говорит: «Хочешь, мы тебе клип снимем?». Я ничего не знал о съёмках клипа и подумал: а как это получится? Плюс весь состав – молодые ребята  без опыта. Режиссёром клипа был Аргам Айрапетян – очень хороший человек, мой друг. И потом всё передали в наши руки. Съёмочный процесс был на нас: мы набрали актёров, танцоров и художников на форуме, попросили квадракоптер, транспорт, разрешение покинуть территорию. От начала идеи до  реализации клипа прошло 4 дня. Очень важно было работать в команде. Я по жизни одиночка, и когда мы делали этот клип, я впервые попал в команду. Надо было слушать режиссёра. К моему удивлению команда мастеров и профессионалов подавала очень стоящие идеи, и сделали это очень круто. Моих идей там процентов 20, а всё остальное идеи Аргама и команды.  Конечный результат получился классный.

Что вас вдохновляет (места, люди, события) и на кого вы ориентируетесь в качестве примеров в творчестве?

Чаще всего меня вдохновляют две вещи: сублимация каких-то очень ярких, чаще всего болезненных эмоций. После этого я  пишу такие треки как «Па-па-пам», «30 серебренников». Второй  момент – вдохновение бытием, мыслью, философское понимание мира, ощущение себя. Это «Тихий Океан», «52-герцовый кит», да и все остальные, где затрагивается философский момент. Меня вдохновляет религиозная тематика – такие треки как «Миссия», «Высоко я».

Я вырос на музыке  «Noize МС», это прослеживается в моих треках, для меня этот формат музыки удобен. Как писателю – мне хочется многое донести и рассказать. И если не прочитывать текст, ты расскажешь мало. Хочется смысла втиснуть побольше. И этот размер, и темп, с которым исполняет Noize, когда идёт много текста и потом припев мелодичный, мне очень подходит. Но также очень много музыкантов, которые мне нравятся, и я где-то пытаюсь  перенять их стиль. В плане мелодичности это «Сплин», «Танцы Минус», «Nirvana», в плане текстов это современный проект «Ангел», очень интересный Скриптонит, но не только его рэп, а не такие популярные блюзниковые композиции. Макс Корж делает классные тексты.

Даже при условии того, что я перечислил выше достаточно менстримных музыкантов,  я веду образ жизни достаточно андеграундный и в основном я слушаю электронную музыку, и хотелось бы развиваться в этом направлении тоже. Электронщина с элементами вокала и психоделическими текстами. Как те же самые мои благодетели «Атлантида project». А пока я делаю то, что получается и выходит из души. Этот процесс неконтролируемый в основном.

Где Вы гастролируете, кроме Астрахани, и как публика реагирует на ваше творчество? Ваши поклонники – кто они?

Гастролировать я стал рано, как только начал заниматься музыкой. Было 5 треков, когда решил поехать по городам. Так и получилось в мои первые гастроли в 2017 году: я сам написал в Краснодар ребятам, сам  начал делать рекламу, тогда мне написали из Волгограда и Энгельса. Собралось 5 городов, включая Москву и Питер. Никто меня особо не знал, но люди в зале были, реагировали на меня хорошо.  Но какие-то целенаправленные выступления я делаю вообще редко, чаще всего просто не хочется. Но иногда нужно, это приятно петь. Недавно у меня был такой небольшой скачок внимания на «Яндекс Музыке». Они как-то начали активно продвигать мой альбом и за пару месяцев аудитория поднялась на 70 тысяч человек. Поэтому сейчас я решил дать несколько выступлений, интересно посмотреть на людей. Аудитория моя разная. Это подростки и взрослые люди. Сложно сказать что-то конкретное, она формируется неоднородно. Я же не вкладываю деньги в рекламу, в таргетинг, не вывожу какой-то бизнес план, всё с руки Боженьки.    

Страшно выходить в зал и выступать перед большой массой?

На самом деле, именно чувства страха нет, есть чувство волнения, чувство предвкушения, некой нервности. Чувство страха присуще смерти, а тут ты не умрёшь, но есть тремор, некое волнение. Но бывает иногда некий пофигизм и лень, вскормленные страхом, когда, например, нужно выйти на кастинг, но ты начинаешь себя отговаривать, типа «зачем тебе, это не нужно». Но каждый раз я думаю, что страшнее не выходить, не рискнуть и пожалеть.  И один страх перебарывает другой, ты выходишь и делаешь это.

Есть ли цель у вашего творчества? Что вы хотите сказать своими текстами и музыкой?

У меня есть некое раздвоение личности, это нормально.  Фрейд говорил, что есть эго, сверхэго и оно.  И у меня точно также: есть эго – это я  осознанный, оно – мои животные потребности и сверхэго – некие высокоморальные принципы, чувства и желания. И я в своём творчестве порой вижу, что где-то всё происходит без меня и сверхэго и оно договариваются и пишут песни.  Я порой думаю, что всё это происходит не сознательно. Порой я слушаю музыку одну, гранж, к примеру, хочу написать такое, но из подсознания выходит другое.   

Вот пишет мне недавно женщина, детский психолог, спрашивает, можно ли из одной моей песни взять текст, она хотела бы его детям преподать, потому что он вызывает  понимание определённой ситуации. Я же не предполагал этой цели, чтобы эту песню включали детям. Или у меня есть знакомая наркозависимая девочка и она говорила, что моя музыка ей помогает в тяжёлой ситуации. Но я не предполагал, что мои песни помогут людям с зависимостью. Я не ставлю таких целей, но кто-то из людей их сам находит в моих действиях.

Но есть то, чего я не хотел бы видеть в своём творчестве, то, что пропагандируется очень часто современным музыкантами – некое огрязнение естественных вещей.  Например, секса. Я люблю секс, секс — это классно, здорово даровать друг другу нежность, это первооснова социальных взаимоотношений. Это естественно для человека, я не вижу в этом чего-то грязного, но это можно подать так грязно и противно. Возьмём, к примеру, группу «Звери», хорошая группа, они поют  песню «Танцуй».  В тексте идёт сюжет  про девушку и парня, их свободные отношения, но это не противно, а приятно. Или песни каких-нибудь хиппи. А слушаю я каких-нибудь Фараона или Элджея, это же стрёмно! И мне противно от этого. Даже если мы возьмём Скриптонита, он поёт о той же самой грязи, но как романтик, с некой болью. Он так это переживает. Мне так же не нравится некое навязывание крутости не крутым поступкам. Например, грубости, алчности, мещанства, наркотикам тем же самым. Я знаком с ними, много чего было, но никогда бы не пропагандировал это как элемент крутости. Можно писать об этом как о данности, что да, это есть, но тогда описывать эту ситуацию со всех сторон, и то как ты пудришь нос килограммом «фена», и то, как ты серотониновый синдром словил в 16, и теперь думаешь что лучше вскрыться, или вздёрнуться, потому что ничего не приносит удовольствия, и это уже не выносимо. 

Если говорить про цели, единственное, что я хотел бы – любви и свободы. В душе я хиппи 60-х и восприятие моего мира такое же.  Как говорил Ошо: «Если мне предложат отказаться от Бога или любви. Я легко откажусь от  Бога и выберу любовь, потому что познавший любовь познает и Бога». Или  как сказано в Евангелии от Иоанна: «Лишь познавший любовь познает Бога». Любовь — это не то чувство, когда ты хочешь овладеть человеком, это уже болезнь,  гормональный голод. Любовь не требует ничего. Это отсутствие эго, это абсолютное счастье.  Но любовь не может быть там, где нет свободы. Мы должны дать себе свободу любить, разрешить себе любить и принимать любовь. Разрешить подойти к человеку, обнять его и сказать: «я так люблю тебя, ты такой классный». Это чувство не идёт от желания иметь, оно как свет придаёт форму всему что вокруг. Но безусловно, если дать свободу человеку, который не умеет любить ни себя, ни мир, то он будет разрушать, отнимать, насиловать, стараться всячески заполнить внутреннюю пустоту. Но если дать свободу человеку, что умеет любить, то он никогда не причинит никому страданий. В общем-то только это я, наверное, знаю наверняка, и это я бы поставил как цель.   

Религиозный аспект в вашем творчестве и образе в целом – это дань моде или вы пришли к какой-то своей философии?

Безусловно, самое главное в моей жизни – любовь. Но религия занимает важное место тоже. Я родился в христианской семье.  Как 90% российских семей, которые крестят детей, ходят на Пасху в церковь. С детства я начал интересоваться церковью, мне нравилось там находиться, я любил молитву, обращался к Богу, было ощущение, что меня слышат.  Потом был период отречения лет с 12. И в 14 лет я начал интересоваться философией, начал читать Ницше. Потом был Диоген, Сократ. Стал интересоваться религией с культурного аспекта. Мне были интересны иудаизм, ислам.  Я стал изучать арабскую и еврейскую культуры, Коран, Ветхий и Новый завет. Стал переходить к суфизму и  буддизму, язычеству, индузму.  И когда я начал постигать шиваизм, был переломный момент в моей жизни. Я боялся этого направления, но потом просто понял, в чем суть разрушения и созидания. Позже столкнулся с философией Ошо, который мне близок по сей день. Я начал читать  осознанно Евангелие, и христианство открылось на меня невероятным потоком информации, это настолько аутентичное и альтруистическое учение, которое отличается от  всех. Жизнь моя, и моё творчеству идут рядом с философией религии.

На Ваш взгляд, доросла ли сегодня Астрахань до того формата, в котором вы работаете? Как Вас воспринимают люди в городе, учитывая ваш нестандартный образ?

Ответ на этот вопрос не совсем простой. Мы возьмём, к примеру,  «Дельфина» того же самого. Его музыка и моя схожи. Там тоже философски напряженные мотивы и сложные текста. Но вы знаете его, и я его знаю. Его музыка не для общих масс, но он всё равно  популярен. Я не вкладывался в свою музыку в плане рекламы, но даже без этих вложений меня слушает много людей. Наберётся около 100 тысяч  точно. Это моя аудитория.  Это мало. А вот доросла ли публика? Конечно, доросла. Благодаря интернету, сегодня каждый исполнитель находит своего слушателя, и в Астрахани много людей, в основном молодёжь и подростки, приходят на мои концерты. Хотя я думаю, если взять людей из 18 и 19 века, то и в то время у меня нашлись  слушатели.

В Астрахани люди воспринимают меня хорошо. У меня не какой-то фриковый образ, я обычный человек, милашка-парень. Я всегда улыбаюсь, я люблю людей, мне нравится с ними общаться. Мне кажется, они чувствуют это и с такой же отдачей обращаются в ответ.  Публика меня воспринимает по-родному, но как что-то светлое. Мне неловко, когда меня люди воспринимают слишком хорошо, поэтому как правило я стараюсь что–нибудь спошлить, выдать какого-нибудь цинизма со сцены или при встречах, чтобы уравновесить это слишком приторное отношение.

Планируете ли Вы оставаться в нашем городе или хотите расширить горизонты и уехать? Если да, то куда?

В последнее время мне сложно жить в Астрахани вплоть до депрессии. К сожалению, тут скучно, ничего не подталкивает к росту. Можно, конечно, всё самому делать, всё тянуть в одиночку, но это быстро надоедает. И я знаю опыт хороших музыкантов, которые загнивают в провинции, потому что в своё время не ухали в более развитые регионы. Конечно, можно выкладывать свои песни из любой точки мира, но нужно развиваться, нужно иметь окружение которое более умелое чем ты. «Нет пророка в своей обители». Природой так устроено, что в любом живом существе есть «ген миграции», который постоянно тянет его подальше от места, в котором он родился. Это как семя одуванчика, которое изначально рождается с парашютиком, чтобы ветер поднял его и унёс подальше от родины, чтобы распространить ген на как можно большем расстоянии. Поэтому это желание прописано не столько творческой необходимостью, сколько природной. Сейчас я часто в разъездах, хотелось бы не столько переехать из Астрахани, хотелось бы быть максимально космополитичным, иметь свободу передвижения. Она необходимо для творческих людей. Я не «не люблю» Астрахань, у нас замечательный регион, но много важного происходит в других регионах, странах, планетах.

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=2356
26-07-2019
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей