Культура
Актёр Александр Ишутин: о театре на карантине, ДТП с Ефремовым и поправках в Конституцию
Александр Ишутин – актёр Астраханского театра драмы. Хорошо знаком зрителю по ролям в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Игроки», «Пятая печать», «Анна Каренина». Во время долгой самоизоляции, на которую сел наш регион, Александр поддерживал своих друзей и поклонников короткими видео-зарисовками в социальных сетях. Также актёр нередко делится в интернете своей активной гражданской позицией. «Прожектор» решил поговорить с Александром – о творчестве, онлайн-спектаклях, аварии с участием Михаила Ефремова и поправках в Конституцию.
Александр, наше интервью хотелось бы начать с того, что накрыло всех нас в последние месяцы – с карантина и самоизоляции. Многие актёры проводили это время, записывая какие-то зарисовки, песни, выкладывали это в социальные сети. В Вашем аккаунте в Инстаграме мы тоже нашли несколько таких персонажей. Как Вам пришла идея создания этих образов?
Да, мы все попали в сложную, не знакомую нам ситуацию, и, как многие, я тоже прошёл через определённые стадии принятия и оценки этой ситуации. От неверия и отрицания до вынужденной адаптации к явной серьёзной проблеме. Наверное, каждый уже сделал свои выводы. Самоизоляция обнажила много проблем и характеров: как у властей, так и у обычных граждан. Что касается моих сатирических роликов – это не более, чем актёрское хулиганство. Такое кривляние для поднятия настроение друзьям и подписчикам. Мне приятно, что люди приняли этих персонажей, смеялись. Мои подписчики с хорошим чувством юмора, хотя я думаю, есть и те, кого эти ролики раздражали, но меня это тоже радует. Пусть будет так.
В период пандемии у астраханцев была возможность увидеть многие постановки онлайн. Как Вы считаете, допустимо ли смотреть театр с экрана телевизора или гаджета или же театр — это живое действо в первую очередь?
Действительно, все без исключения театры в эти дни проводили онлайн-спектакли. Я с удовольствием посмотрел некоторые постановки московских театров. Потрясающий «Тартюф» театра на Таганке, «Чайку» Сатирикона, но в целом у меня, так скажем, отрицательное отношение к театру онлайн. Спектакль это, прежде всего, атмосфера, обмен энергиями, что невозможно сделать через экран монитора. Слушать симфонический оркестр в концертном зале и смотреть с экрана смартфона это «дистанция огромного размера».
Кроме того, подавляющее большинство трансляций плохого качества. Это скорее наносит вред общей картине восприятия. Я понимаю, что театры, особенно провинциальные, пытаются напомнить о себе зрителю и властям. По мне зритель, который нуждается в том, чтобы ему напомнили, который забудет про театр на 2 месяца, мне кажется, этот зритель в театре случаен, и ему театр как таковой чужд.
Теперь к Вашей театральной работе. Возможно, мы ошибаемся, но нашей редакции показалось, что Ваше амплуа – герой-любовник. Не надо далеко ходить, тот же образ Вронского в «Анне Карениной». Вам близко это амплуа?
В разные периоды работы с разными режиссёрами актёры по-разному проходят репетиционный процесс. Амплуа актера это скорее некоторый ориентир для режиссёра. По-хорошему актёры должны обладать широким творческим диапазоном и играть роли разных жанров. Я — хороший актёр (смеётся). Мне пока хочется думать, что я могу работать в разных амплуа и такие роли у меня есть.
В 2018 году в Астрахани гремела премьера «Любить» по пьесе Арцыбашева «Враги». Это постановка Игоря Лысова. Как Вам работалось в спектакле с новым художественным руководителем и что можете сказать о самой постановке, в чём её фишка, на Ваш взгляд?
Спектакль «Любить» — это первый спектакль, в котором мы работали с замечательным режиссёром Игорем Лысовым. У меня в этом спектакле маленькая роль, но от этого она не стала менее любимой. Я даже стал находить некоторые плюсы: небольшая роль позволяла в некотором роде отстраниться и наблюдать за репетицией коллег. Да, это был такой удивительный репетиционный период. Многих своих партнёров я увидел с новой стороны. Это прекрасно, когда режиссёр может открывать новые грани актёра. Лысов владеет этим инструментов в совершенстве. Поэтому спектакль «Любить», по-моему, самый стильный и пронзительный в нашем репертуаре. Я не встречал ни одного зрителя, который бы был равнодушен к нему. Это о многом говорит.
Вы играете как в классике («Игроки», «Сон в летнюю ночь»), так и в современных постановках. Что вам ближе или интересен разный опыт?
Раньше мне хотелось играть всё, что движется. Но с опытом хочется уже не просто «топтать сцену», как говорят в театре, а получить новый опыт, почувствовать себя иного. Да, создание спектакля это сотворчество. Но я из тех актёров, которым нужен режиссёр. Я жду идей, открытий, когда режиссёр влюбит меня в свой спектакль, откроет для меня новое, то, до чего я сам не могу дойти. Вот при таких условиях даже я могу выдать что-то похожее на искусство и настоящий театр.
Расскажите, насколько сильно приходится вживаться в роль и бывало ли, что роль не покидала Вас и после постановки?
Такие вопросы у меня всегда вызывают улыбку, потому что нет никакого магического ритуала. Конечно, чтобы удержать интригу или сохранить загадку перед зрителем, я могу придумать, что я долго готовлюсь, прохожу тайные процессы, но это не так. Это, прежде всего, игра, профессиональная, но всё же игра. Процесс работы над ролью и спектаклем это другое. Это сложный , тяжёлый и иногда тягостный процесс. Но всё складывается из множества факторов: от режиссёров, партнёров, автора. Но главное интерес, азарт.
Говорят, что у каждого актёра есть роль, которую он хотел сыграть или режиссёр, с кем хотелось бы поработать. В Вашем случае кто это?
Сложно, наверное, ответить и даже, мне кажется, глупо перечислять желаемый репертуар. Вот режиссёры да, тут можно порассуждать. Вот мне было очень интересно работать с Игорем Лысовым. Он оставил в нашем репертуаре несколько потрясающих спектаклей. Его пребывание в нашем театре очень обогатило наш актёрский опыт, да и зрители до сих пор сожалеют о его уходе, многие пишут мне в личных сообщениях о его уходе. Очень жаль, что мы не смогли удержать режиссёра такого уровня. Иногда я думаю, как хотелось хотя бы посмотреть репетиции таких величин как , например, Анатолий Васильев, чьим учеников является Лысов. Мне интересны такие личности.
Не можем не спросить про Ваше отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым. Видели ваши посты в социальных сетях. Скажите, это такое актёрское братство и вы поддерживаете друг друга или в данном происшествии не играет роли тот факт, что Ефремов известный человек, актёр и представитель династии?
Да, случай с Михаилом Ефремовым и погибшим Захаровым это безусловная трагедия для всех. Если вы читали мои посты, то наверняка поняли, что никто не оправдывал пьянство за рулем. Это глупо и однозначно для всех. Я писал о другом, о том, что мы не раз были свидетелями того, что в нашей стране есть место избирательному правоприменению. Сейчас есть большая опасность, что процесс над Ефремовым превратится из законного и справедливого в процесс мести за оппозиционные взгляды актёра.
Совсем скоро грядёт общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Интересна Ваша гражданская позиция на эту тему.
То, что произойдёт в нашей стране 1 июля – я не могу для себя оправдать. Не могу. Я не понимаю, как можно не выносить такой важный вопрос на референдум со всеми правилами проведения, а заменить странной процедурой под названием «всенародное голосование». В нынешней Конституции такого порядка внесения поправок как «всенародное голосование», кстати, нет. Основная часть предлагаемых поправок очень абстрактна и механизм их выполнения непонятен. Многие поправки могли бы регулироваться федеральным законом. По большому счёту мне стыдно, что нам придётся пройти через это и мы не имеем по традиции ни силы, ни воли, ни возможности, ни ума противостоять этому.
И весьма банальный , но как нам кажется, актуальный вопрос в конце: над чем Вы работаете сейчас и ждать ли астраханской публике каких-то сюрпризов от нового театрального сезона? Надеемся, что он будет.
Мы все сейчас – весь театр — сидим в затяжном отпуске, но скоро он закончится. Целый год театр жил без художественного руководителя. Это вообще противоестественно для театра. Художественный руководитель — это не просто постановщик. Это мыслитель, художник, педагог, стратег. Труппа театра сейчас живёт ожиданием художественного руководителя. И я надеюсь, что это будет достойный и талантливый человек. Новый сезон — юбилейный для театра, ему исполняется 210 лет. Я чувствую и уверен, что в этом сезоне театр ждут большие перемены к лучшему. Они давно назрели. Поэтому, ждём!
Самые читаемые
-
1Сложности погребения: у умершей от инсульта астраханки обнаружили коронавирус
-
2Знаменитую астраханку госпитализировали со смертельным диагнозом
-
3Ещё одного врача-психиатра из Астрахани суд признал виновным
-
4Финансовый эксперт Катерина Путилина о том, чем опасны финансовые пирамиды
-
5В Астрахани скончалась старейшая женщина на планете
Последние
-
Без рубрики
В выходные правобережье Астрахани 17 часов проведет без воды
-
Без рубрики
Отвоблились: вступил в силу приказ Минсельхоза РФ о запрете на год ловли воблы в Астраханской области
-
Без рубрики
В Астраханской области бездомных собак разрешили усыплять почти сразу
-
Без рубрики
Кран лихо повернули: на Волжской ГЭС сбросы воды для Астраханской области увеличили более чем на четверть
-
Без рубрики
Я б в добытчики пошел, только кто же пустит? Гремящая по России приоритетная отрасль в регионе вряд ли широко доступна астраханцам