Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0846241/data/www/prozhektor.info/wp-includes/post-template.php on line 310

Без рубрики

18 марта 2023 года
Область левого сайдбара на отдельной странице

Человек из города А. Художник с астраханской душой

Человек из города А. Художник с астраханской душой

Эту фамилию слышит человек, находящийся на борту самолета, который готовится совершить посадку в Астрахани. Что вполне обоснованно. Мы обычно сетуем, дескать, фамилии героев данной рубрики совсем не увековечены в нашем городе, или память слишком мелкомасштабна. Но не в этот раз. 

Потому что Борис Михайлович Кустодиев в Астрахани памятен. Аэропорт имени Кустодиева, дом-музей, улица, монумент. И сам образ великого художника зачастую является неким персонифицированным символом, даже брендом Астрахани.

Фото: ГТРК Лотос

Ученик Власова и Репина

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В семье росло еще трое детей, бедность и строгая экономия. Но когда Борис увидел передвижную выставку художников, он влюбился в живопись. И мама пошла навстречу. Нашла деньги, чтобы сын мог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова.

А далее – талант, везение, судьба – эти компоненты, вместе взятые, приводят Кустодиева в Санкт-Петербург. Он стал студентом Петербургской Академии художеств, и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Который быстро обратил внимание на работы молодого астраханца. И написал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…». В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Академию художеств Борис Кустодиев закончил с золотой медалью, и это стало пропуском в большое искусство. Потому что вместе с медалью он получил право на т.н. «пенсионерскую поездку» в Европу, где внимательно изучал работы средневековых мастеров Старого света. И, хотя европейская живопись его восхищала, «русский стиль» явился для него основополагающим. И он сам стал мастером именно «русского стиля».

Собственный путь

Кустодиев всю жизнь искал свой собственный, неповторимый почерк в живописи, отказываясь от репинского реализма. И пробовал себя в самых разных жанрах. Он писал прекрасные портреты, графику, карикатуры в журналы, эскизы к театральным декорациям. Причем, был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, создал много портретов актеров МХТ — Николая Александрова, Ивана Москвина и других. Работал в технике литографии. Даже скульптурой пробовал заниматься. И во всем был успешен.

Но славу Кустодиеву принесла его собственная манера живописи. Замешанная на лубочных картинках, народных гуляниях, купеческом и крестьянском быте, ярмарках, провинциальных нравах. То есть тем, что считалось «глубинной Россией». Народными типажами он откровенно восторгался: ««Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют».

Картина: «Купчиха за чаем»

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. Работы вскоре уже составляли целый пласт отечественной живописи. «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» — эти и многие другие картины войдут в сокровищницу российского изобразительного искусства. Но, не сразу…Критики первоначально Кустодиева не слишком жаловали. Вот небольшая рецензия из питерской газеты той эпохи: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев…Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

А это «безвкусие» и невероятное буйство красок вскоре полюбят миллионы людей. Потому что повторить такое нельзя, хотя и пытались.

Мольберт и инвалидное кресло

Говорят, что подлинные гении долго не живут. Судьба отпускает им столько времени, сколько требуется для исполнения предначертания. Наверное, только этим можно объяснить раннюю смерть Кустодиева. Он ушел из жизни в 1927 году, в возрасте 49 лет. И все последние годы боролся с тяжелой болезнью, уже из последних сил создавая гениальные полотна.

Первые признаки опухоли спинного мозга появились у художника еще в 1909 году. Он лечился в Швейцарии, потом в Германии, где ему сделали сложную операцию. Болезнь затихла, но вскоре нанесла новый удар. В 1916 году Кустодиеву делают вторую операцию, уже в Петербурге. Но состояние ухудшается, как следствие — паралич нижней части тела и ампутация ног. Тем не менее, художник постоянно работает, не выходя из комнаты. Причем полотна того периода, такие как «Купчиха за чаем» и «Сельский праздник», признают удивительными даже критики. Тогда же, прикованный к инвалидной коляске, он пишет «Масленицу», которая приводит в восторг самого Репина.

Мало кто знает, но Борис Михайлович приложил руку и к «делу революции». Он после 1917 года оформлял плакаты и календари в «новом духе», иллюстрировал сборник «Ленин и юные ленинцы», рисовал эскизы для манифестаций. И большевики высоко ценили талант угасающего художника. В начале 1927 года ему даже выдали субсидию и разрешение на поездку в Германию на лечение. Но…было уже поздно. 26 мая он умер, не дождавшись загранпаспорта. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Но живы его работы, которые хранятся не только в Российских музеях – Русском, Третьяковке, Нижегородском, но и, например, галерее Уффици  во Флоренции. И, конечно, жива память об этом «самом русском художнике», что своим именем прославил Астрахань. Который говорил: «У меня и душа-то по природе – астраханка».

Источник: ПУНКТ-А

https://prozhektor.info/https://prozhektor.info/?post_type=post&p=49026
18-03-2023
Пункт-А
Баннер 969х130 №1

Лента
новостей